hammer

Понятие права на высшее образование

В пункте 1.1.1 «право на образование» было определено как: «юридически обеспеченная возможность человека получить знания, умения и навыки».

Однако, при анализе понятия «права на высшее образование» следует учитывать определенные предпосылки для реализации данного права. Безусловным требованием реализации «права на высшее образование» является наличие у человека среднего образования. Соответственно, понятие «право на высшее образование» должно быть определено точнее и уже, чем понятие «право на образование».

Определение понятия «права на высшее образования» — сугубо теоретический аспект исследования, так как ни в одном нормативно-правовом источнике не дается определение данному праву и в целом всем правам человека. Цель достигается анализом понятия «высшее образование» и предпосылок наличия высшего образования

В статье 1.1 Конвенции о признании квалификаций, относящихся к высшему образованию в Европейском регионе 1997 года, «высшее образование» определяется как: «все виды курсов обучения или групп курсов обучения, а также подготовки специалистов или исследователей на после среднем уровне, которые признаются соответствующими органами Стороны как составляющие ее систему высшего образования». В этой же статье «доступ к высшему образованию» понимается как «право лиц, обладающих соответствующей квалификацией, представлять свою кандидатуру и быть рассмотренным с целью приема в высшее учебное заведение». А «высшее учебное заведение» понимается как «учреждение, предоставляющее высшее образование и признаваемое полномочным органом Стороны как составляющее ее систему высшего образования» [25]. Из приведенных определений мы можем выявить следующие предпосылки для реализации «права на высшее образование»: а) наличие среднего образования у человека, б) наличие высшего учебного заведения в государстве, в) наличие системы образования в государстве.

Следующим аспектом, который требует научного анализа, выступает цель реализации права на высшее образование.

Согласно статье 13 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 года, «… Они соглашаются, что образование должно быть направлено на полное развитие человеческой личности и создание ее достоинства и должно укреплять уважение к правам человека и основным свободам. Они далее соглашаются в том, что образование должно дать возможность всем быть полезными участниками свободного общества, способствовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми нациями и всеми расовыми, этническими и религиозными группами и содействовать работе Организации Объединенных Наций по поддержанию мира» [2].

В преамбуле Устава Организации Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) закрепляется, что «… для поддержания человеческого достоинства необходимо широкое распространение культуры и образования среди всех людей на основе справедливости…» [26].

Согласно пункту 1 Замечания общего порядка № 13 от 1999 года Комитета ООН по экономическим, социальным и культурным правам, «Образование одновременно является одним из прав человека и необходимым средством для реализации других его прав. Открывая широкие возможности, право на образование представляет собой главное средство, с помощью которого экономически и социально маргинализованные группы взрослых и детей могут покончить с нищетой и обрести возможность полноправного участия в жизни своих общин. Образование играет жизненно важную роль в укреплении прав женщин, защите детей от непосильного и опасного труда и сексуальной эксплуатации, в поощрении прав человека и демократии, охране окружающей среды и контроле за ростом населения» [27].

Статья 1 (а) Рекомендации ЮНЕСКО о воспитании в духе международного взаимопонимания, сотрудничества и мира и воспитании в духе уважения прав человека и основных свобод 1974 года закрепляет, что «образование» означает весь процесс общественной жизни, посредством которого отдельные лица и социальные группы в рамках и для блага национального и международного сообщества сознательно учатся развивать свои дарования, способности, склонности и знания» [28].

В совокупности, целями реализации права на высшее образование являются:

  • полное развитие человеческой личности и создание ее достоинства;
  • укрепление уважения к правам человека и основным свободам;
  • реализация других прав человека,
  • получение возможности стать полезными участниками свободного общества;
  • борьба с нищетой,
  • развитие способностей и знаний для блага национального и международного сообщества;
  • содействие в работе Организации Объединенных Наций по поддержанию мира.

Закрепление целей реализации права на образование в международных договорах дает нам возможность утверждать, что, несмотря на то, что получение высшего образования является правом каждого человека, а не обязанностью, мы не должны принижать значение высшего образования, и для реализации целей Всеобщей декларации прав человека 1948 года и Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 года нужны люди с высшим образованием, так как получение начального и среднего образования недостаточно для полного развития человеческой личности, создания ее достоинства, укрепления уважения к правам человека и основным свободам, быть полезными участниками свободного общества, способствовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми народами и содействовать работе ООН по поддержанию мира. Соответственно, уровни образования находятся в тесной связи между собой. В дополнение к этому, можно процитировать мнение британского ученого Т. Макоуэна, который считает, что, несмотря на то, что некоторые уровни образования могут быть реализованы только на определенных этапах жизни человека, право на образование не должно иметь начало и конечную точку [29].

Раскрывая понятие «права на высшее образование» нельзя не остановиться на характеристиках высшего образования. Характеристики высшего образования могут быть разными: государственные, академические, юридические. Безусловно, нас интересуют международно-правовые характеристики высшего образования. В Замечании общего порядка № 13 от 1999 года Комитета ООН по экономическим, социальным и культурным правам, было закреплено, что право на образование может осуществляться лишь при наличии у преподавателей и учащихся академической свободы Кроме того Комитет выделяет следующие взаимосвязанные и основополагающие характеристики образования [27]:

а) Наличие — на территории под юрисдикцией государства-участника должно иметься достаточное количество действующих учебных заведений и программ. В сфере высшего образования, согласно официальной информации Министерства образования и науки Республики Казахстан (МОН РК) на 2011 год, в Казахстане функционируют 148 вузов, где обучаются 620442 студентов [30]. На более 16 млн. с не большим населением 148 вузов является достаточным количеством (по 1 вузу на 11 тыс. чел.). По сравнению с Россией, на сегодняшний день в стране вместе с филиалами насчитывается 2689 вузов [31] на 143,2 млн.человек (по 1 вузу на 53 тыс. чел.) [32];

б) Доступность — на территории под юрисдикцией государства-участника учебные заведения и программы должны быть доступны каждому человеку без всякой дискриминации. На 2011 год в вузах на русском языке обучаются около 300 тыс. студентов (около 50%). Также, вопросы доступности мы можем показать в соотношении численности населения и студентов. Например, в Российской Федерации из 142 млн. чел. 9,446 тыс. получают высшее образование (каждый 15 чел.), в Республике Казахстан из 16 млн. чел. -635 тыс. (каждый 25), в Республике Узбекистан из 29,8 млн. чел. 299 тыс. -(каждый 100), а в Республике Кения из 38 млн. — только 168 тыс. [33, с. 162-170] получают высшее образование (каждый 226). Также одним из элементов доступности образования является и экономическая доступность.

Справедливости ради стоит отметить, что нет официальной статистики по стоимости высшего образования в мире. Составлением стоимости высшего образования в основном занимаются образовательные агентства и компании. Средняя стоимость высшего образования в вузах Соединенных Штатов Америки, которые входят в топ 50 по стране в среднем составляет 25 000 долларов в год. ВУЗы, которые не входят в данный рейтинг, предлагают пройти обучение в среднем за 15 000 долларов в год. В Великобритании обучение в среднем составляет 18 000 долларов, в Китае — 3000 долларов, в престижных государственных вузах России — 10 000 долларов, в Германии — 1500 евро, [34], в Казахстане — около 2000 долларов [35]. Данная статистика учитывает только расходы на образование. Если учесть расходы на питание, проживание, проезд и другие расходы, то сумма увеличится как минимум в 1,5 раза. Как видим, статистика неоднозначная и в некоторых регионах высшее образование все еще остается экономически недоступным, а где экономически доступно, те регионы не вызывают интереса со стороны желающих получить высшее образование. Например, получение высшего образования в Казахстане или Китае.

в) Приемлемость — форма и содержание образования, включая программы и методы обучения, должны быть приемлемыми (например, адекватными, учитывающими культурные особенности, и качественными) для учащихся. В данном случае приемлемость обозначает свободу родителей и законных опекунов выбирать для своих детей не только государственные образовательные учреждения, но и частные, обеспечивать религиозное и нравственное воспитание своих детей в соответствии со своим! собственными убеждениями, которое должно быть направлено на полное развитие человеческой личности и создание ее достоинства, получения возможности быть полезными участниками свободного общества, как это указано в статье 13 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 года.

г) Адаптируемость — образование должно быть гибким, способным адаптироваться к потребностям изменяющихся обществ и общин и соответствовать потребностям учащихся в рамках их различных социально-культурных норм. Для достижения гибкого и способного адаптироваться к потребностям изменяющихся обществ, государства должны реформировать систему образования, отвечающую потребностям молодежи и их родителей. Безусловным подтверждением этому может послужить создание образовательных пространств, которые соответствуют принципу академической свободы. Например, Европейское пространство высшего образования (Болонский процесс).

Анализируя составляющие элементы права на образование необходимо отметить, что элементы права на образование имеют различную внутреннюю структурную организацию. Например, право на среднее образование характеризуется внутренним единством, и данный уровень образования нельзя получить, закончив 7-8 классов. А право на высшее образование состоит из разных ступеней: «бакалавр», «магистр», «доктор». Международная стандартная классификация образования 2011 ЮНЕСКО вводит новое понятие — «третичное образование», которое охватывает уровни бакалавриата или его эквивалента, магистратуры или её эквивалента и докторантуры или её эквивалента…» [36, с. 42]. Предыдущая Международная стандартная классификация образования 1997 предусматривала два уровня высшего образования: бакалавриат и магистратура [37, с. 34]. Кроме того, в область регулирования всех региональных конвенции о признании квалификаций высшего образования подпадают квалификации бакалавриата, магистратуры и докторантуры. Полагаем, что понятия «высшее образование» и «третичное образование» схожие. И новое понятие введено в связи с функционированием различных систем высшего образования.