Юридическое закрепление права на образование: теоретико-исторический аспект
1.1.1 История становления и юридического закрепления права на образование
История образования, педагогики и права на образование является одним из часто исследуемых сфер общественной жизни. Право на образование, по нашему представлению, являясь одним из фундаментальных прав человека, требует всестороннего исследования, которое невозможно без рассмотрения исторических предпосылок формирования и становления данного права. Общепринято исследовать историю в соответствии с хронологическими этапами развития человечества: Древний мир, Средние века и эпоха Возрождения, Новое время, Новейшее время:
а) Право на образование в Древнем мире. На наш взгляд, весомый вклад в исследуемый объект внесли труды З.И. Васильевой [5, с. 13-121], так как, в отличие от других ученых, ее исследования затронули с исторической точки зрения вопрос доступности образования для населения в Древнем мире.
Археологии свидетельствуют о том, что первые школы возникли в III тысячелетии до нашей эры в Древнем Египте, Месопотамии, Древней Индии, Древнем Китае. В школах Древнего Египта учились дети чиновников, военных, жрецов, землевладельцев, торговцев, ремесленников, способных вносить плату за свое обучение. Дети учились в школах письму, географии, религии, поэзии под угрозой наказания за непослушание-Кастовое деление общества Древней Индии также оказало влияние на доступность образования. Так, для каждой касты были свои требования к воспитанию и образованию: для брахманов (жрецов) было необходимо воспитание чистоты и праведности; для кшатриев (воинов) — мужества и смелости; для вайшиев (земледельцев) — воспитание трудолюбия, для шудр (слуг и ремесленников) — приучение к покорности. Только для трех высших каст обучение считалось обязательным. С распространением буддизма на территории Древней Индии все люди, независимо от их религиозных воззрений, а также от кастовой принадлежности, могли получать образование в школах при буддийских монастырях.
Конфуцианство в Древнем Китае, проводя классификацию людей по способностям, выделяло следующие группы: первая группа — «Сыны неба», вторая — «благородные мужья», третья — простолюдины. Конфуций считал, что в отличие от двух первых групп, простолюдины не способны к приобретению знаний. При этом, такая классификация должна определять положение человека в обществе. В Древней Греции и Риме образование было доступно лишь привилегированным классам — патрициям, всадникам и другим имущественным сословиям.
Как видно, характерной чертой всех государств Древнего мира является установление такой модели образования, которая предполагает доступность образования в строгом соответствии с жесткой иерархией общественного устройства. При этом цели образования совпадали с интересами классового (кастового) деления общества. Данная модель доступности образования оказалась достаточно устойчивой и ее элементы еще долгое время проявлялись на более поздних этапах развития общества. В Древнем мире не знали четкого деления науки, что повлияло на универсальность обучения, другими словами не было четких разграничений между различными дисциплинами. Тем не менее, можно говорить, что уже в это время сформировались дисциплины, такие как: география, поэзия и теология.
б) Право на образование в Средних веках и эпоху Возрождения Раннее Средневековье отличалось тем, что школы создавались при монастырях, где ученики изучали библию на латыни. В городах открывались соборные школы. Дети низших слоев населения получали основы знаний в церковно-приходских школах. Аристократы и феодалы давали своим детям рыцарское воспитание. Значительное место в таком образовании отводилось религии, а также овладению придворным этикетом [5, с. 153-165].
В период развитого Средневековья стали создаваться университеты, которые были связаны с потребностями экономического развития, укреплением городов, особенностями образования и науки. Первые университеты появились в XII веке в Италии, Франции и Англии: Болонский, Парижский, Оксфордский, Кэмбриджский университеты. Характерными особенностями этих университетов было то, что были созданы факультеты искусств, богословия, медицины и юриспруденции. Тем не менее, университетское образование не было доступно всем слоям населения [6, с. 17]. Стоит также отметить, что принцип академической свободы сформировался именно в это время благодаря, во-первых, Императорской привилегии — Autentica abita (Болонья, 1158), которая освободила студентов и преподавателей от пошлин и налогов и защитила их от чрезмерного правосудия, и во-вторых, Папской Буллы — Parens Scientiarum (Париж, 1231), признавшей право университетов присваивать степени [7].
Особенностью эпохи Возрождения являлось то, что в это время были созданы великие произведения искусств и совершены крупные научные открытия, развивалась идея гуманизма, которая положила начало получению гуманитарного образования. Реализация идей гуманизма, в первую очередь, связана со «Школой радости» итальянского педагога Витторино да Фельтре (1378-1446), где обучались не только дети высших слоев, но и мальчики и девочки низших слоев населения.
в) Право на образование в Новом времени. В этот период развиваются идеи естественного права и договорной теории происхождения государства. Один из крупных мыслителей того времени Дж. Локк считал, что у человека есть право на свободу и собственность. «… Современное государство и политический строй самые лучшие и идеальные. Человек должен научиться при таком строе, а потому человека надо воспитывать…» [3, с. 105].
Взгляды Ж. Ж. Руссо на цели, задачи и методы воспитания сыграли большую роль в развитии образования конца XVIII — начала XIX веков. В частности, можно отметить, что Ж. Ж. Руссо считал целью воспитания -формирование настоящего человека, свободного от предрассудков, гуманного, который бы ни от кого не зависел и жил плодами своего труда, ценил и умел защищать свою свободу, уважал свободу других, основанную на труде.
Идеи Дж. Локка и Ж.Ж. Руссо оказали большое влияние на создание новых подходов в образовательной системе Франции. Их идеи активно обсуждались в парламентских дебатах, что в итоге привело к официальному утверждению в статье 4 Конституции Франции 1791 года, которое гласило, что «будет обеспечено и организовано народное образование, общее для всех граждан, бесплатное в части, необходимой для всех людей» [8]. Однако, данная Конституция просуществовала лишь один год. Этому послужила норма, которая делила граждан на активных и пассивных, что противоречила французской декларации прав человека 1789 года. Активными считались только те французы, которые достигли 25-летнего возраста, платили налог в сумме не менее трехдневной заработной платы. А беднейшая часть нации лишалась политических прав и считалась пассивными гражданами. Тем не менее, нормы Конституции 1791 года легли в основу последующих французских конституции. Например, статья 22 Якобинской Конституции I года от 1793 года гласила: «Образование необходимо для всех. Общество должно способствовать всеми силами для обеспечения образованием каждого гражданина». Соответственно мы можем утверждать, что впервые право на образование юридически было закреплено в конституциях Франции конца XVIII века.
В отличие от Конституции Французских Республик, Конституция Соединенных Штатов Америки 1787 года не гарантировала право на образование. И в целом изначально (до внесения поправок) в Конституции не было закреплено ни одно право человека. Е.А. Лукашева считает, что отцы-основатели Конституции Соединенных Штатов Америки исходили из того, что естественно принадлежащие человеку права не нуждаются в позитивном подтверждении в тексте Основного Закона. Несмотря на это, образование рассматривается как жизненно важная государственная функция. В 1982 году, в деле Плайлер против Доу суд прокомментировал право на образование следующим образом: «Государственное образование — это не «право», которое предоставляется лицам, в соответствии с Конституцией. Но при этом она некая правительственная «польза», ничем не отличающаяся от других форм социального обеспечения. Американский народ всегда уважал образование и приобретение знаний как вопрос первостепенной важности. Мы признали государственные школы как жизненно важные учреждения для сохранения демократической системы правления. Кроме того, образование предусматривает основные инструменты, с помощью которого люди могут вести продуктивную жизнь во благо всех нас. В целом, образование играет фундаментальную роль в нашем обществе. Мы не можем игнорировать значительные социальные издержки, понесенные нашей нацией, когда отдельные группы лишены средств, чтобы поглотить ценности и навыки, на которых покоится наш социальный порядок» [11].
г) Право на образование в Новейшем времени. Либеральная концепция прав человека XIX века предусматривала, что родители сохраняли за собой главную обязанность в предоставлении образования своим детям. Обязанностью государства было убедиться, что родители исполняют свои обязанности. С этой целью, многие государства приняли законы, по которым посещение школы было обязательным. Тем не менее, обязанность государства в прямом предоставлении образования оставалось второстепенным. Джон Стюард Милл в своей научной работе отмечал, что: «только образование, основанное и контролируемое государством, должно существовать, если таковое вообще существует, как один из многих конкурирующих экспериментов проводимых с целью примера и стимула, для поддержания других на определенном уровне мастерства» [12]. Либеральное мышление XIX века вызвало осознание опасности слишком большого вмешательства государства в дела образования. Несмотря на это, оно полагалось на вмешательство государства для уменьшения влияния церкви и для защиты прав детей от их собственных родителей. Например, статьи 152-158 Конституции Германской империи 1848 года были посвящены образованию. Обеспечение образованием стало функцией государства и независимой от церкви. Образование стало бесплатным, и бесплатное образование гарантировалось всем без классовых различии.
В первой половине XX века, до всеобщего признания за человеком права на образование в 1948 году, право на образование закрепилось как одно из основных прав человека Конституциями Мексиканских Соединенных Штатов от 5 февраля 1917 года (статья 3), Российской Советской Федеративной Социалистической Республики от 19 июля 1918 года (статья 17), Австрии от 10 ноября 1920 года.
Первым универсальным документом, который закрепил право на образование, стала Всеобщая декларация прав человека 1948 года (ВДПЧ). Пункт 1 статьи 26 ВДПЧ гласит: «Каждый человек имеет право на образование. Образование должно быть бесплатным по меньшей мере в том, что касается начального и общего образования. Начальное образование должно быть обязательным. Техническое и профессиональное образование должно быть общедоступным, и высшее образование должно быть одинаково доступным для всех на основе способностей каждого». Пункт 2 ставит задачу, что образование должно быть направлено к полному развитию человеческой личности и к увеличению уважения к правам человека и содействовать деятельности Организации Объединенных Наций (ООН) по поддержанию мира [1]. Указанные задачи закрепляются и в преамбуле декларации, где указано, что «каждый человек и каждый орган общества, постоянно имея в виду настоящую Декларацию, стремились путем просвещения и образования содействовать уважению этих прав…». Как мы видим, обеспечение права на образование является основным способом соблюдения и других основных прав человека.
Стоит отметить, что Декларация носит рекомендательный характер. Но мы не должны забывать, что Декларация была принята всего 3 года спустя после окончания Второй мировой войны и соблюдением прав человека мало кто интересовался, поскольку первостепенной задачей государств в то время было устранение последствий войны. Тем не менее, ВДПЧ признали в качестве определения и толкования прав, соблюдение которых ООН и ее государства-члены намеревались поощрять согласно статьям 55 и 56 Устава ООН [15]. На Декларацию ссылаются, например, в преамбулах Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 года (ЕКПЧ), Американской конвенции о правах человека 1969 года, Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 года (МПЭСКП) и Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 года (МПГПП).
Кроме того, существует практика трансформации норм ВДПЧ в конституции государств. Например, часть 1 статьи 20 Конституции Румынии от 21 ноября 1991 года гласит: «Конституционные положения о правах и свободах граждан будут толковаться и применяться в соответствии со Всеобщей декларацией прав человека, с пактами и другими договорами, стороной которых Румыния является».
Существуют также мнения, что нормы ВДПЧ являются международными обычаями. Международные обычаи в качестве юридической нормы закреплены в статье 38 Статута Международного Суда ООН [17]. Данный источник права охватывает совокупность норм поведения, которые до настоящего времени применялись субъектами международного права во взаимоотношениях друг с другом (элемент практики), и относительно юридической силы которых имеется всеобщее правовое убеждение государств (элемент правового убеждения) [18, с. 89]. По мнению К. Хайльброннера, нормы ВДПЧ о запрещении рабства, признаются в качестве международно-правового обычая [18, с. 297]. В свою очередь, мы считаем, что право на бесплатное начальное образование заслуживает место в списке международно-правовых обычаев, поскольку праву на бесплатное начальное образование присущи все элементы международно-правового обычая.
ВДПЧ оказала большое влияние на заключение универсальных и региональных международных договоров в области прав человека, права на образование. Эти международные договоры будут проанализированы в подразделе 1.2 данной диссертации.
Проанализировав правовые основы права на образование в Новейшем времени, мы приходим к выводу, что на всеобщее признание права на образование оказали влияние конституции государств начала XX века, которые, в свою очередь, положили начало международно-правовому признанию права на образование.
История развития прав человека, в целом, дают основания делить права человека на поколения. Общепринято считать, что существуют три поколения прав человека. К первому поколению относятся гражданские и политические права. Ко второму — экономические, социальные и культурные права, а третьему — коллективные права человека. Права человека второго поколения сформировались в процессе борьбы народов за улучшение своего экономического уровня, для реализации которых требуется организационная и иные формы деятельности государства по обеспечению указанных прав [19, с. 136]. Думаем, что к иным формам деятельности государства можно отнести и юридическое закрепление прав второго поколения.
Соблюдение прав человека первого поколения не зависит от уровня экономического развития страны, и они должны соблюдаться во всех государствах, кто заявляет себя демократической страной. А соблюдение прав второго поколения напрямую зависят от экономического благосостояния государства [20, с. 14].
Являясь одним из прав второго поколения прав человека, право на образование имеет прямое отношение культурным, социальным и экономическим правам. Образование открывает доступ к культурным ценностям, обеспечивает духовное развитие. С другой стороны, обеспечение начальным и средним образованием каждого гражданина является обязанностью социального государства. Кроме того, государство поддерживает образовательные учреждения различной форм собственности, и мировая тенденция развития высшего образования показывает, что на рынке образовательных услуг доминируют частные высшие учебные заведения. Следовательно, право на образование имеет комплексный характер и может быть отнесено ко всем видам прав человека второго поколения.
И.В. Сухарева считает, что «право на образование является индивидуальным правом по своей сущности, поскольку реализуется непосредственно конкретной личностью и направлено на ее развитие» [21, с. 13]. Однако, мы полагаем, что право на образование может быть отнесено и к третьему поколению прав человека. Например, высшее образование должно быть доступным, адаптируемым и качественным (эти характеристики детально будут рассмотрены пункте 1.1.2 диссертации). Необоснованно завышенная стоимость высшего образования, не отвечающая требованиям сегодняшних реалии, отсутствие государственной поддержки студентов (отсутствие государственных образовательных грантов, отсутствие академической свободы и мобильности) может привести к недовольству молодежи, что возможно приведет к коллективным требованиям обучающихся или абитуриентов.
Анализ становления и юридического закрепления права на образование, а также формирования поколений прав человека показывает, что связующим звеном здесь выступает идея об естественных правах человека, согласно которой каждому человеку присущи некоторые возможности, которые не предоставляются государством, а являются неотъемлемыми качествами каждого индивидуума.