iKaz.kz Қазақстандық ашық мәліметтер порталы

 

 

Понимание сущности и предназначения человека

Бұл мәлімет 88 рет қаралды

В определениях человека диапазон размышлений всегда был максимальным — от признания человека «осью и вершиной эволюции»; «великим незнакомцем, самым таинственным и сбивающим с толку исследователей объектом науки»; исключительным, неповторимым, «венцом природы»; «красой Вселенной» до признания его «пасынком природы», «больным животным», побочным продуктом эволюционного развития.

Задаваясь вопросом: «Что за химера человек? Какая невидаль, что за чудовище, какой хаос, какое поле противоречий, какое чудо? Судья всех вещей, бессмысленный червь земляной, хранитель истины, сточная яма сомнений и ошибок, слава и сор Вселенной? Кто распутает этот клубок?», Б. Паскаль отвечает: «Узнай же, гордый человек, — что ты парадокс для самого себя. Смирись, бессильный разум! Умолкни бессмысленная природа, узнай, что человек бесконечно выше человека…».

На сегодняшний день категория «человек» — одна из наиболее неопределенных, размытых. Недооценка, упущение не только философских, но и отраслевых знаний о человеке, его жизненной сферы, среды обитания, закономерностей взаимодействия и развития с окружающим миром, частицей которого он является, совершенно не допустимы в условиях современности, когда перед мировым сообществом стоит цель помочь человеку взрастить, развить, воспитать в себе лучшие природные данные, собственно человеческие уникальные силы, задатки, расширить диапазон своих индивидуальных возможностей и способностей, обогащая при этом, совершенствуя окружающую действительность, утверждая красоту и гармонию земного бытия. Большинство философских школ, теорий рассматривают человека в качестве уникальной, весьма загадочной органической разумной единицы — частицы целостно-системного материального мира.

Проблема сущности человека всегда волновала философов. В начале XX века немецкие авторы М. Шелер, А. Гелен, X. Плеснср создают концепции, которые охватывают реальное человеческое существование во всей сто полноте. Их учения получили название «философская антропология». Однако сам М. Шелер констатирует: «Единой идеи человека у нас нет. Специальные науки, занимающиеся человеком и все возрастающие в своем числе, скорее скрывают сущность человека, чем раскрывают ее».

«Антропологический путь — единственный путь познания вселенной…» — эти пророческие слова Н.А. Бердяева предвосхитили тенденцию развития современного научного знания. В середине XX столетия все полнее стала осознаваться потребность в особой антропологической установке, в разработке такого мышления, которое изначально отталкивалось бы от человека, а затем придерживалось бы чисто антро­пологических принципов в истолковании реальности.

Антропологический принцип означает включенность человека в мировой процесс, и потому антропология есть не столько знание о «человеке в себе», сколько один из инструментов философского осмысления значимости человека в мировом целом и мировых процессов в «человеческом измерении». Философская антропология — это не только область философского знания, направленная на постижение феномена человека, но и особый, специфический метод мышления, взгляд на мир с позиций человека, его природы и сущности.

Понятие сущности человека — центральное для философской антропологии. Говоря о сущности человека, мы имеем в виду те фундаментальные его черты, которые позволяют отличать людей от всех иных живых существ, а род человеческий — от сообществ других обитателей земли. Если мы хотим понять сущность самого человека, мы должны искать эту сущность внутри человека. Среди множества размышлений о сущности человека наиболее четко выделяются три позиции: 1. человек — существо духовное; 2. это разумное существо; 3. человек — существо культурное, деятельное.

Согласно первой, человек выступает как духовное существо, лишь временно облеченное в плоть (эту позицию отстаивают все мировые религии; М. Шелер подчеркивал: «Человек как аскет духа, в отличие от животных способен подняться над любыми физическими влечениями».

Согласно второй позиции, человек — существо разумное, этим он отличается от всех других. (Новое время; Гегель считал, что логика, разумное начало является глубинным основанием человека. Согласно этому взгляду, человек способен 1. иметь свое «Я», т.е. отличать себя от мира и своих сородичей; 2. понимать «логику предмета», внутреннее устройство и закон вещей; 3. подниматься над своими страстями). Под разумностью понимается способность человека осознавать не только мир, но и себя в нем: свое бытие во времени и пространстве; способность фиксировать свое осознание мира и себя; стремление к самоанализу, самокритике, самооценке, целелолаганию и планированию своей жизнедеятельности, т.е. самоосозиание, рефлексия.

Согласно третьей, человек — существо культурное, предметно-деятельное существо (Сущность человека — это преобразующая предметная деятельность. Используя орудия труда, он сам не адаптируется к миру (как животные), а приспосабливает мир к себе, создает «вторую природу» — культуру. К предметно-деятельной сущности человека относится также социальность. Сущность человека — ансамбль общественных отношений (К. Маркс)).

При этом во всех позициях базовыми характеристиками сущности человека выступают нравственность как способность правильного, подлинно гуманного отношения к окружающим, разум как способность моделировать в образах и понятиях не только внешнюю действительность, но и состояния своего внутреннего мира, и свобода как возможность поступать по своему усмотрению.

Тема свободы наиболее подробно рассматривается в философии Ж.-П. Сартра. Свобода для него — это одно из основных определений человеческого бытия («человек осужден быть свободным»), и в то же время основная цель его существования (целью свободы может быть только свобода). Свобода как сама суть экзистенции означает, что человек открыт для любых возможностей, что он не есть нечто предзадаиное, напротив, у него «нет природы», он в этом смысле «ничто» и должен сам сделать из себя нечто. Человек никогда не равен сам себе, он всегда «не есть то, что он есть, и есть то, что он не есть». Его существование всегда «не закончено», и все будет зависеть от его выбора [3, с. 319-344].

К.А. Абишев под свободой понимает «специфический способ бытия человека в мире, который состоит не в неизбежности выбора, а в возможности выбора, когда он может выбирать, а может и отказаться от выбора. Человек сам себя творит или не творит» [4, с. 123]. Человек всегда стоит перед сложной проблемой выбора, он должен подходить к решению этой проблемы ответственно, это и есть удел человека. А «отказ от свободы равноценно отказу от своего естественного права и назначения быть человеком» [там же, с. 127].

Как существо свободное, человек может все. Однако, как отмечают А. Капышев.и С. Колчигин, в отличие от других разумных существ, он обладает свободой полной и подлинной. Иначе говоря, «у него есть та полнота свободы, при которой имеет место момент произвола, когда человек способен выбирать не единственно между хорошим и лучшим, но также между благом и грехом, истинным и ложным, жизнью и умиранием» [5. с. 124]. При этом предназначение человека, его внутренний долг в том, чтобы сделать выбор в пользу надлежащего, что подобает ему с точки зрения истинного духовного развития.

Одной из основных характеристик человека является его целостность. Л. Фейербах усматривал целостность человека в том, что он живое создание, характеризующееся единством материального, чувственного, духовного и рационально-действенного бытия. Во всяком эмоциональном проявлении человека раскрывается состояние его физического и психического здоровья, развитость воли и интеллекта, генетические особенности и приверженность определенным ценностям и смыслам и т.п. Классические идеи о человеке, разрабатывавшиеся В.й. Вернадским, Н.И. Вавиловым, К.Э. Циолковским и др., сводятся к тому, что феномен человека следует рассматривать как фундаментальную социоприродную целостность.

Целостность человека раскрывается и через его противоречивость. Н.А. Бердяев писал, что человек может познавать себя «сверху и снизу», из божественного и из демонического в себе начала. «И он может это делать потому, что он двойственное и противоречивое существо, существо в высшей степени поляризованное, богоподобное и звероподобное. Высокое и низкое, свободное и рабье, способное к подъему и падению, к великой любви и жертве и к великой жестокости и беспредельному эгоизму» [б, с. 19].

Крупнейшим исследователем проблемы человека был французский гуманист Т. де Шарден. Наиболее полно свои взгляды он изложил, в книге «Феномен человека», попытавшись понять, какова природа и происхождение человека, смысл бытия, цело­стные характеристики его как биологического и в то же время надбиологического, сознательного существа. Шарден обращает внимание на тот парадоксальный факт, что наука в своих изображениях универсума до сих пор не нашла места самому человеку. «Физике удалось временно очертить мир атома. Биология сумела навести некоторый порядок в конструкциях жизни. Опираясь на физику и биологию, антропология, в свою очередь, кое-как объясняет структуру человеческого тела и некоторые механизмы его физиологии. Но полученный при объединении всех этих черт портрет явно не соот­ветствует действительности. Ничтожный морфологический скачок и вместе с тем невероятное потрясение сфер жизни — в этом весь парадокс человека»,- заключает он [7, с. 135].

Смысл и цели человеческого существования Шарден видит в следующем: человек как «ось и вершина эволюции» ярко раскрывает то, что изначально, хотя бы в возможности, присуще всей материи, т.е. человек есть сложный, развертывающийся «микрокосмос», содержащий в себе все потенции космоса. Таким образом, делается вывод: поскольку в человеке концентрируется все, что мы познаем, постольку мы неминуемо придем к науке о человеке: постижение человека является ключом к раскрытию тайн природы, эволюционирующего космоса.

 

Ответить

Ваш email нигде не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать HTML теги и атрибуты <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>